Как указывалось выше, для получения наибольшего тепла дрова должны быть сухими (чтобы не терялось тепло на испарение влаги) и ровно наколотыми, так как в противном случае дрова будут сгорать неодновременно и возможно образование головешек.
Перед укладкой дров под печи должен быть очищен от золы. При большом слое золы отдельные поленья могут быть покрыты золой, и тогда будет затруднен доступ воздуха к дереву и оно остается несгоревшим. Дрова укладываются на под обычно вдоль топливника, причем между сводом топливника и верхними поленьями нужно оставить свободное пространство не менее 30 сантиметров. Растапливаются дрова сухой лучиной, берестой или другим легко воспламеняющимся материалом.
После воспламенения дров дверку, если она одинарная, глухая, оставляют немного приоткрытой, оставляя при этом просвет для притока воздуха. Если дверка двойная, то наружная остается открытой, а внутренняя прикрывается настолько, чтобы пламя не затухало.
Первый период горения в печах происходит при сравнительно слабой тяге, так как кладка печи еще не прогрета и дымовая труба еще холодная. С повышением температуры в топливнике и с прогреванием каналов печи и дымовой трубы тяга усиливается, увеличивается засос воздуха в топливник, и пламя также хорошо охватывает заложенные в топливник дрова.
Если в этот период не уменьшить тяги, то приток воздуха в топливник значительно повысится, продукты горения будут протекать по каналам с большой скоростью, и, не успев передать стенкам канала большей части своего тепла, будут уходить в дымовую трубу с излишне повышенной температурой (примерно около 400 градусов Цельсия вместо нормальных 150 градусов).
Кроме того, данный процесс горения дров при повышенной тяге сокращается до 40-50 минут, в течение которых массив печи не прогревается на всю толщину.
Уменьшить тягу в это период необходимо путем частичного прикрытия дымовой задвижки; задвижка должна быть оставлена открытой лишь настолько, чтобы не затухало пламя и дым из топливника не выбивался в комнату.
Если печь не имеет задвижки, а снабжена только вьюшкой, то тяга уменьшается накладыванием на гнездо так, чтобы осталось небольшое отверстие для прохода дыма.
Топочная дверка должна быть прикрыта так, чтобы просвет между дверкой и рамкой был не больше толщины папиросы.
Хорошо отрегулированная топка в этот период образует в топливнике ровный соломенно-золотистый цвет пламени; при недостатке воздуха пламя будет красноватое, коптящее, из трубы будет идти бурый дым; при излишке воздуха пламя будет белое, прозрачное, а вследствие большой скорости движения воздуха и продуктов горения, в топке будет слышно гудение.
Этот период топки-сгорания и обугливания дров – наиболее длительный и наиболее ответственный, при котором обязательно наблюдение за топкой, сводящееся, главным образом, к регулированию тяги.
Последний период топки наступает тогда, когда все дрова прогорели, и в топливнике образовался уголь. Этот период требует самого минимального количества воздуха, поэтому топочную дверку можно совсем закрыть, рассчитывая на поступление воздуха через неплотности в притворе дверки и кладке стенок печи.
На поверхности угля видны язычки пламени синеватого цвета. Это выделяется так называемый угарный газ (окись углерода). Если в этот период закрыть трубу, угарный газ проникнет внутрь комнаты, а также сможет вызвать пагубные последствия для жильцов.
Когда на поду останутся одни угли, последние сгребают в кучу к одной из боковых стенок топливника и наблюдают за синеватым пламенем: когда на его поверхности углей уже не будет, печь закрывают, т.е. плотно закрывают топочную дверку, кладут на место блинок и крышку вьюшки и задвигают до отказа задвижку.
Продолжительность топки, при внимательном регулировании пламени должна составить 2-2,5 часа; при этих условиях можно использовать 50-60 процентов тепла, выделяемого дровами. Если же, во время топки держать настежь топочную дверку, как это делают многие, и не принимать мер к регулированию тяги, то топливо прогорает в течение 50-60 минут, использование же тепла снижается до 25-30 процентов, печь не прогревается, и в комнате не установится нужная температура.
Как уже указывалось, преимуществом топливника с колосниковой решеткой является более равномерное омывание потоками воздуха топлива, благодаря чему сгорание последнего происходит равномерно.
Уход за таким топливником сводится, как и в первом случае, к регулированию тяги и впуска воздуха в топливник.
Период разжигания ничем не отличается от описанного выше; поддувальная дверка держится открытой, а топочная – приоткрытой настолько, чтобы не затухал огонь. Когда дрова разгорятся, топочную дверку плотно прикрывают, а подачу воздуха в топливник регулируют большим или меньшим открытием поддувальной дверцы, которую в этот период топки нельзя держать открытой настежь. Скорость воздуха в дымовой трубе регулируется, как и в том случае, задвижкой или вьюшкой (блинком). Когда дрова сгорят и образуется уголь, его нужно сгрести в кучу и при закрытой поддувальной дверке закончить топку.
Поступление воздуха в этот период происходит за счет плотности затвора дверок и кладки. Труба закрывается, когда на поверхности углей не будет синих язычков пламени.
Печь, снабженная колосниковой решеткой, при внимательном уходе во время топки и при соблюдении продолжительности растопки (2 – 2 ½ часа), может дать весьма высокое использование тепла, доходящее до 10 процентов. Поэтому такой топливник станет значительно выше топливника с глухим подом.
Наличие герметических дверок в значительной мере меняет процесс сжигания топлива. Если при обычных дверках уход за топкой был сосредоточен, главным образом, на регулировании подачи воздуха в топливнике для более совершенного горения топлива, то при герметических дверках задача сводится к замедлению процесса горения.
Процесс сжигания топлива в печке с герметическими дверками такой: вначале он ничем не отличается от порядка сжигания, описанного выше, т.е. топливо горит при закрытой топочной дверке и приоткрытой поддувальной. В дальнейшем, когда топливо хорошо разогрелось, топочная и поддувальная дверки плотно завинчиваются, и догорание топлива уже происходит за счет того небольшого количества воздуха, которое засасывается в топливник благодаря неплотности дверок или кладки. Недостаток воздуха вызывает, собственно, не горение, а тление топлива, которое продолжается в течение нескольких часов; полное сгорание топлива не обеспечивается, что является одним из недостатков топливников с герметичными дверцами.
К другим недостаткам относится оседание на стенках дымовой трубы и каналов печи жидких продуктов неполного горения и воды, разрушающих кладку.
Несмотря на это, наличие герметических дверок значительно упрощает уход за печью, так как не требуется ни перемешивания топлива, ни наблюдения за горением. Трубы закрывается, когда топливо прогорает и не выделяет угарного газа.
Сырые дрова обязаны быть предварительно просушены.
Дрова нужно распиливать, сообразуясь с длиной топливника ( а лучше на 2-3 сантиметра короче его длины).
Дрова предварительно следует наколоть на поленья примерно одинаковой толщины (10-13 сантиметров).
Перед закладыванием дров топливник и поддувальное отверстие тщательно очищать от оставшейся золы.
Необходимое количество дров нужно закладывать сразу и во всяком случае не менее трех четвертей всего количества.
От поверхности уложенных дров до свода топливника оставлять свободное пространство (не менее 30 сантиметров), ни в коем случае не закладывать дрова до верха, а если нужно, то разделять их на две закладки.
Дверки (топочные и поддувальные) должны быть в исправном состоянии и плотно пригнаны к своим местам.
Дымовая задвижка и вьюшка должны быть хорошо заделаны в кладку и плотно закрываться.
Прочистные отверстия, даже при наличии дверок, следует заделывать кирпичом и намазывать глиной, чтобы не просачивался воздух из помещения.
Перед отопительным сезоном и в течение его (не менее двух раз в год) дымовые ходы и трубы печей должны быть очищены от сажи и золы.
Процесс горения все время регулировать соответственным открытием дверок печи и задвижки (или вьюшки), наблюдая за цветом пламени, который должен быть соломенно-золотистым.
1 Во время растопки, пока дрова разгораются, поддувальную и топочную дверки держать открытыми настолько, чтобы разжигание дров происходило быстро. Задвижка (или вьюшка) должна быть открыта настолько, чтобы из топочной дверки не выбивался дым в помещение и не потухало топливо.
Когда дрова достаточно ярко разгорятся, топочную дверку плотно закрыть, а поддувальную дверку и задвижку (вьюшку) оставить открытым настолько, чтобы горение в топливнике происходило нормально. При глухом поде – топочная дверка должна быть чуть приоткрыта.
Никогда не держать открытыми полностью топочную и поддувальную дверки.
К концу топки, когда на поду или на колосниковой решетке происходит догорание топлива, дверки прикрывать, а в задвижке или вьюшке оставлять лишь небольшую щель для выявления догорающих газов.
Остающиеся к концу топки головешки, задерживающие окончание топки, следует удалять.
Топку печи следует считать оконченной лишь тогда, когда дрова догорят, головешек нет, и над углями не наблюдается самих огоньков; дымовую задвижку и вьюшку, а также дверки нужно плотно закрывать.
Продолжительность топки нормально должна составлять - 2-2 ½ часа.
Топливник для торфа
Торф для своего сжигания требует равномерного притока воздуха, поэтому топливник для торфа обязательно должен быть снабжен колосниковой решеткой. На колосниковую решетку загружается небольшое количество торфа и разжигается древесной растопкой: когда торф разгорится, топливник загружается торфом так, чтобы его слой был не больше 30 сантиметров, и над сводом топливника оставалось бы свободное пространство.
Регулирование подачи воздуха производится также, как при топке дровами, то есть, когда топливо разгорается, топочная дверца должна быть закрыта, а поддувальная открыта настолько, чтобы обеспечить полноту горения топлива.
Перед закрытием печи необходимо проверить , нет ли в топливнике недогоревших кусков торфа, для чего надо тщательно перемешать топливо.
Нужно иметь в виду, что торф оставляет большое количество золы и, если не перемешивать топливо во время горения, зола может закрыть доступ воздуха к торфу и затруднить его сжигание. При умелом и внимательном отношении к процессу горения торфа его можно с хорошим тепловым эффектом использовать для комнатных печей.
Как упоминалось выше, наиболее удобным видом торфяного топлива является брикет, который легко сжигается в обычных топках с колосниковой решеткой, проваливается в зольник, поэтому во многих случаях для такого торфа устраивают особую, так называемую шахтную топку, приведенную на рис. 11.
Топливник для угля
Уголь сжигается в виде мелких кусков и для своего горения также требует равномерного притока воздуха, поэтому применять при наличии угля топливник с глухим подом нельзя. Самый простой тип топливника для угля показан на рисунке 12. Здесь колосниковая решетка расположена несколько ниже топочной дверки, что делается для более удобного распределения топлива по колосниковой решетке и обтекания всего топлива воздухом.
Уголь разгорается труднее, чем дрова, поэтому для его разжигания всегда нужно иметь запас сухих лучин или щепы; разжигать его стоит в небольшом количестве и только, когда он хорошо разгорится, можно топливник догрузить. Уголь горит хорошо , равномерно, но при небольшом слое топлива на колосниковой решетке (от 8 до 12 сантиметров, в зависимости от сорта угля), поэтому забрасывать уголь в топливник требуется несколько раз.
Когда топливо разгорелось, топочную дверку плотно прикрывают, а поддувальную дверку держать чуть-чуть приоткрытой, в целях впуска необходимого для горения воздуха. Уход за топкой в этот период сводится только к постепенному подбрасыванию угля.
Следует упомянуть, что многие сорта угля спекаются и засоряют колосниковую решетку, препятствуя свободному проходу воздуха к топливу. Поэтому, при применении такого угля, время от времени необходимо прочищать колосниковую решетку, освобождая отверстие ее от спекшихся кусков топлива.
Когда на поверхности углей перестанут выделяться языки пламени синего цвета, остатки топлива еще раз хорошенько перемешивают и, если не осталось несгоревших кусков угля, трубу закрывают.
Топливник для лузги
Лузга (шелуха гречихи) по своим тепловым свойствам является хорошим топливом, с малой зольностью и влажностью.
Особенностью лузги, как топлива, является незначительный вес ее отдельных частиц. Это обстоятельство вызывает необходимость вести сжигание ее несколько необычным способом.
На под печи (топливник может быть и с глухим подом) раскладывается растопка (щепа или лучина) и разжигается; когда она хорошо разгорится, в отверстие топочной дверки вставляется прибор, показанный на рис. 13. Этот прибор изготавливается из кусков кровельного железа и представляет собой лист по размерам отверстия топочной дверки с небольшими заплечиками. (рис 2).