Прочие части постройки
Окна и двери. Число окон выгодно делать возможно меньшим, увеличивая взамен того соответственно их размер. Это сокращает общую стоимость устройства дневного освещения (в силу уменьшения числа угловых вязок, периметра рам и переплетов и пр.) и уменьшает теплопотерю через оконные углы стен. Речь идет о холодных наружных углах, образуемых внешними нишами окон, которыми усиливается теплопотеря прилегающих к окну частей стены. В большинстве описанных выше типов стен можно обходиться без устройства особых оконных рам (колод), как закладных, так и прислонных. Так, в сенах Герарда, кирпичных вообще, бетонных набивных и из камней "Ambi" необходимые оконные четверти можно получить наштукатуркой цементных слоев непосредственно на кладке откосов, в деревянных каркасных системах можно использовать для выборки четвертей боковые стойки, которые обычно ставятся по всем линиям просветов. В таких случаях оконное заполнение будет состоять только из переплета, снабженного лишь глухим бруском- обвязкой по всему периметру (рис. 25), и все устройство заполнения просвета может быть осуществлено одной пригонкой этого изделия прямо из столярной мастерской на место, оставленное в стене, без посредствующей работы по изготовлению и вставке колод. Самая эта вставка переплетов лучше всего удается на обыкновенной замазке, после чего в каменных стенах делаются обычные оштукатурки откосов.
Так как в большинстве случаев стены удешевленных построек не толсты, особенно же в конструкциях деревянных, где обыкновенные стойки из пластин шириною не более 4- 5 вершков должны служить косяками окон, то возникает вопрос о том, насколько допустимо делать узкие междурамные пространства у окон или двойных дверей. Наше обычное строительство исходит почему- то из того положения, что промежуток между рамами должен быть близок к 25 см. и никак не менее 18 см. Это ошибка. Шведские опыты по теплопроводности при Высшей Технической Школе в Стокгольме в 1922 г., поставленные с величайшей тщательностью, показали, что выгоднейшее расстояние между стеклами для наименьшей теплопроводности воздушного прослойка между ними должна быть 10 см.; большие расстояния, правда, не вредны, но и не полезны. Эти данные весьма благоприятны для удешевленного строительства.
В деле устройства дверей следует иметь в виду значительное удешевление филенок, получающееся при применении для этой цели фанеры. Если при толстых обвязках применять даже два фанерных щитка в каждой филенке, то и в этом случае удешевление будет получаться раза в 2 сравнительно с клееной филенкой.
Затем ни в какой другой части постройки не имеет такого большого значения стандартизация и механизация производства, как именно в столярных. Ниже мы говорим о стандартах в более общем смысле. здесь же отмечаем только особенное их значение для столярных частей. Именно в отношении их население само уже давно вступило на путь стандартизации своего рода- конечно, в стихийной и кустарной форме: продажи и покупки на базаре готовых оконных и дверных изделий для небольших крестьянских построек. Этим хорошо использовались все сезонные досуги столяра- кустаря в крестьянской жизни, но, конечно, никакой механизации при этом не было.
В устройстве отопления и вентиляции надо обратить внимание прежде всего на крайнюю непрактичность , в смысле использования теплоты, наших кухонных очагов. Коэффициент их полезного действия обычно в несколько раз ниже, чем у комнатных печей (0,1- 0,2 против 0,5- 0,6); притом огромное количество выделяемой ими теплоты, особенно лучистой, не используется, главным образом, потому, что воздух кухни во время топки не может быть сообщаем с воздухом остальных помещений из- за его санитарных недостатков, и чрезмерная жара в кухне часто ведет лишь к открытию форточек, наружной двери и т. п., т. е. теплота непроизводительно расточается на воздух.
Для увеличения полезного действия кухонных очагов в интересах отопления в зимнее время весьма целесообразно комбинировать их с голландскими печными оборотами. Это- так называемый очаг со щитком ( рис. 26). На прилагаемом рисунке приведен пример одного из них, выполненного на Опытной Станции Госстраха. Горячие газы из кухонной плиты идут летом чрез короткий ход в дымовую трубу. Зимой нижняя задвижка (разр. I-I) закрывается и газы делают три печных оборота, нагревая как кухню, так и соседнюю комнату. Кроме того, в том же щитке имеется еще один вентиляционный канал, в котором под влиянием соседних горячих оборотов получается сильная тяга воздуха; последний выходит отдельным каналом в стоянке трубы наружу, где имеет боковой выход. Этот последний прием гарантирует воздушный канал от попадания и опускания в него снаружи дыма вместе с холодным воздухом, который при непрогретом канале (в начале топки печки) часто устремляется в самое помещение, как более тяжелый сравнительно с воздухом жилья.
Очаги со щитком становятся довольно распространенными у нас и являются вполне испытанным устройством. Они не только повышают коэффициент полезного действия очага, но и увеличивают значительно его теплоемкость, приближая ее к обыкновенной голландской печи.
Для уменьшения антисанитарных дефектов кухонного воздуха, препятствующих его сообщению с соседними комнатами в интересах передачи им излишков теплоты, весьма полезно делать очаги закрытые, т. е. заключать их плиты в стенные ниши или печные шкафы с дверцами, соединяя верхнюю часть их с вытяжным каналом, вроде приведенного в предыдущем примере. Размер чугунной плиты и, следовательно, шкафа над нею должен быть возможно меньшим, в меру лишь действительно необходимого для готовки кушаний. В таком случае вся теплота очага вне шкафа согревает кухню без порчи ее воздуха, следовательно, можно распространяться и в другие помещения, и, кроме того, часть теплоты в шкафу усваивается его стенками или передается через добавочные печные обороты тому же помещению.
Так мы приходим к устройству кухонных очагов внутри комнатной печи, в виде особой, как бы духовой камеры в ней. Пример такого устройства дан на рис.27 и 27 а (печь по проек. А. Т. Басова). Здесь топка (под плитой) имеет один подъемный ход (1), затем три коротких опускных параллельного типа (2), откуда газы переходят горизонтальным ходом в более глубокий опускной (2), после чего делают еще три последовательных оборота (3, 4, 5) и из последнего попадают в дымовую трубу. Но для лета газы могут быть направлены непосредственно из 1-го хода в дымовую трубу (см. разрез НО). Над топкой помещена чугунная плита с камерой над ней; последняя имеет вытяжку для образующихся над плитой газов в особый оборот (6), соединенный с последним пред трубой оборотом (5). При плите имеется особый духовой шкаф.
Подобные типы устройств применяются и для русских печей. В них это особенно важно, так как главный тепловой дефект их состоит, с одной стороны, в отсутствии оборотов, с другой- в неограниченном впуске воздуха. Оба недостатка устраняются в улучшенных типах русской печи.
Придать русской печи обороты- дело довольно трудное, в виду открытости ее чела, что требуется условиями кухонной готовки. Однако, после многих опытов и неудач, техника все же дала такие приемы устройства, которые значительно лучше обычных. Один из них представлен на черт. 28.
Устройство этой печи состоит в следующем: дым из шестка может идти или прямо в дымовую трубу (при открытой задвижке №1), или в обороты, расположенные по длинной стороне печи (при закрытой задв. №1 и открытой №2). Обороты- типа параллельных ходов. Газы, распространившись из шестка первоначально по опускному и затем нижнему каналу, протекают затем одновременно через все 4 подъемных колодца в такой же верхний горизонтальный канал, а отсюда через открытую задвижку №2 (см. разр. по оборотам) проходят к дымовой трубе. Таким образом, из шестка мы можем направить газы, с помощью задвижек в его углу или прямо в трубу, или чрез обороты. Первый способ топки служит для лета- и тогда ее преимуществом перед обыкновенной печью будет то, что большая сторона печи, снабженная каналами, почти не будет прогреваться и уменьшит обычную духоту от топки в летнее время . Второй способ служит для зимнего времени и обеспечивает, при том же расходе топлива большой прогрев одной стороны печи.
Кроме того, в шестке той же печи расположена чугунная плита с подтопком снизу (с боковой стороны); газы этого подтопка, подобно газам основной печи, могут направляться или непосредственно в дымовую трубу, или чрез те же обороты щитка. Таким образом, имея эту печь, можно утром согревать помещение ее хозяйственной топкой, а вечером при сильных морозах подогревать те же обороты из подтопка.
При дымовой трубе устроен вентиляционный канал. Печь этого типа, сконструированная взамен аналогичной печи без подтопка, была осуществлена в 1926 году на Опытной Станции Госстраха и дала хорошие результаты.
Еще лучшие типы русской печи получаются, если применить в их устройстве и второй из выставленных выше принципов- закрытую духовую камеру для готовки взамен топливника. Подои ее будет служить чугунная плита, под которой расположена особая топка с оборотами. Тем самым будет устранен второй основной недостаток русской печи- чрезмерный впуск воздуха для горения- и печь становится вполне экономичной.
Фундаменты всех этих сравнительно тяжелых печей должны быть, конечно, из не гниющих, минеральных материалов и углублены в землю не менее, как на толщину растительного, рыхлого слоя. Для удешевления его устройства следует заменять сплошную кладку или бетон выкладкой только боковых стенок (рамки) фундамента толщиною в 1/2 кирпича; всю же среднюю полость котлована заполнять просто трамбованной по слоям влажной смесью щебня с песком и глиной и лишь верхнюю часть перед началом собственно печной кладки выкладывать в 2- 3 ряда кирпичом- половняком на растворе.
В силу нежелательности расходов на фундаменты, среди комнатных печей удешевленного типа заслуживают преимущественного внимания те, которые отличаются малыми размерами и легкостью, в силу чего, помимо общего сокращения стоимости, не требуют также и устройства особых фундаментов и могут располагаться прямо на полу (конечно, с соответствующими подпорами под него, если он висячий, а не на лагах). Из печей этого типа заслуживает особого внимания маленькая печь немецкого типа проф. Brabbee. Она представлена на рис. 29 в том виде, в каком была осуществлена на Опытной Станции Госстраха. Печь имеет размер всего 0,4*0,85 метра в плане и 1, 75 м. в высоту. В ней нет оборотов обычного у нас типа отдельных колодцев; по общему за границей приему обороты образуются путем зигзагообразных ходов горячих газов, огибающих горизонтальные полки кладки и в том числе вставленную в печь сквозную духовую коробку, чрез которую циркулирует комнатный воздух; подобная же циркуляция устроена и под низом печи, под ее железным подом зольника. Благодаря всем этим мерам печь весьма продуктивна, быстро нагревается. Нижняя часть печи должна быть сложена в 1/2 гжельского кирпича, верхняя в 1/4. При этих условиях печь не требует никакой железной одежды. На ее кладку идет всего 300- 400 шт. кирпича. Теплоемкость ее средняя. Представленный на рисунке тип приспособлен для топки углем или торфом.
Все печи вышеприведенных типов следует класть без всякой оштукатурки, даже глиняной: гораздо практичнее ограничиться просто чистой кладкой с подчищенными швами, даже без швабрения, так как этим мы избавляемся впоследствии от постоянных неисправностей печной оштукатурки, требующих ремонта.
Помимо вопросов экономичного внутреннего устройства печи, следует в случаях малых жилых площадей проекта учитывать еще и место, занимаемое печью. В предыдущих примерах это выражалось в выборе типов, малых по размеру или, при большем размере, совмещающих в себе две топки, две печи. Но бывает полезно использовать другую возможность в этом отношении, а именно, получить экономию места приданием печи такой формы, чтобы она одновременно замещала собой разделительную стену между комнатами. На рис. 30 и 30а дан пример такой голландской печи; она представляет длинную, узкую кладку в один ряд оборотов. Такую печь- стену ставят между комнатами в качестве перегородки и дым ее присоединяют к трубе другой печи (в данном примере- русской). Топка печи обращена в проем двери. сделанный в той же печистене. Толщина печной кладки в одну линию оборотов, а именно, около 10 вершков, вполне соответствует обычной толщине внутренней капитальной стены, и таким образом данная комнатная печь не занимает, как таковая, никакого места (если, конечно, предполагать, что в данном случае нужна именно капитальная стена.
Вентиляция жилых помещений при печном отоплении часто устраивается у нас весьма не экономично в том отношении, что вентиляционные отверстия из комнат располагаются над самыми печными поверхностями. Это ведет к тому, что каналом вытягивается не самый испорченный воздух помещения, а наиболее горячий, поднимающийся по поверхности печного зеркала; таким образом, тепловой расход на вентиляцию повышается в два- три раза. В приведенных выше наших печах (рис. 26 и 28) расположение вентиляционных отверстий над печным зеркалом оправдывается тем, что в одном случае это нужно для вытяжки газов от кухонной плиты, а в другом- печная поверхность под вытяжкой по положению своему почти не нагревается. В то же время это не обеспечивает и энергичного действия данной вентиляции: разница температуры внутри канала и около печной поверхности может быть слишком незначительной, чтобы могла образоваться значительная тяга. Правда, в этом последнем случае уменьшается и тепловой ущерб при вентиляции; но что же утешительного в том, что ущерб уменьшается лишь в меру бездействия такой вентиляции?
Самое правильное расположение отверстия должно быть вне печных поверхностей; вытягиваться должен воздух лишь нормальной комнатной температуры или даже по возможности пониженной (например, от пола). Для этого вентиляционные каналы надо устраивать или в стенах, прилегающих к печи (если они кирпичные), или в боковых разделках печи со стороны перегородок. На рис. 31 показано, как сделать это путем выкладки пустотелой печной разделки, сведенной вверху в особый вентиляционный канал трубного стояка.
Выше было приведено не мало способов для удешевления разных частей постройки. Но мы пока предполагали, что имеем дело с одной отдельной постройкой частного типа. Если речь идет о поселковом и вообще массовом строительстве зданий однородного назначения и одного и того же хозяина, например, государства, то является новый и весьма важный источник удешевления; это- стандартизация многих строительных элементов постройки и связанная с этим механизация их заводского заготовления в массовом виде по одним установленным типам. Как было уже упомянуто ранее, более всего поддаются этому процессу столярные части постройки; их заводское изготовление по одному шаблону дает экономию от 25% и более на рабочей силе, если учитывать все явные и скрытые расходы заводского производства (амортизацию, надзор и пр.). Было бы крайне желательно, если бы в настоящее время государственные заводы и организации (в роде Мосдрева), изготовляющие заказанные им массовые столярные изделия, опубликовали некоторые наиболее ходовые из них и дали возможность присоединиться к этим заказам кооперативному и частному строительству.
Затем в том же порядке могли бы заготовляться выгонные обшивки, полы и, наконец, простейшая стандартная мебель для рабочих жилищ.
Заканчивая на этом наш обзор удешевлений, скажем несколько слов о планировке и внешнем виде удешевленных жилых построек. Планировка должна отличаться возможно большей простотой, что диктуется, как выясненной в начале выгодностью простой общей формы здания, так и уменьшением числа печей, переборок и пр. В частности, весьма полезно, пользуясь описанным выше упорядочением кухонного очага, сделать кухню чистой комнатой (столовой), выделив для грязной части стряпни особый уголок или комнату (моечную, заготовочную) с проведенной туда водой, раковиной и пр. В качестве примера обоих упрощений приведем здесь состав нормальной квартиры квалифицированного рабочего по нормам английского министерства народного здравия:
Наконец, что касается внешнего вида удешевленной постройки, то в этом отношении возможны опасения, что упрощенная форма здания, диктуемая экономией, повредит ее красоте. Но во всяком деле важно проведение какого- либо главного принципа. В данном случае таковым служит экономия, все другие соображения, кроме практически необходимых (как санитария; пожарная безопасность), должны быть подчинены ей. К счастью, и красота- по крайней мере, правильно понятая- не так уже несовместима с экономией. Вместо сложности форм- стализованная упрощенность их, вместо роскоши- наивность и приятная пропорция, вместо внушительной величины- миниатюрность- на этих контрастах также может быть основана если не красота, то привлекательность внешнего вида постройки. На рис. 32 дан пример такой именно совершенно простой формы, которая, однако, выглядит весьма привлекательно: почему- этот вопрос оставим в компетенции художников.