Эта печь (автор проекта – В.П. Протопопов четырехугольная шириною в 0,5 метров. Она имеет 17 видов с теплоотдачей от 753-2130 калорий, отличающихся между собою главным образом, величиной топливника, общей длиной и высотой.
Система всех представленных вариантов одинакова – однооборотная, многоканальная. Топливник универсальный, полушарного типа, годный для топки как углем, так и дровами; обыкновенное поддувало с железной постоянной или выдвижной решеткой. В небе толпивник имеет мешок для лучшего перемешивания и сгорания газов и хайло в задней части.
Газы из топливника попадают в первый восходящий дымоход и через перевал у перекрыши опускаются по двум каналам в сборник, расположенный над сводом топливника, входя в него через воронкообразное сужение. Последнее обеспечивает по мнению автора – равномерные пути для газов и равномерный прогрев обеих сторон печи. Из сборника газы поступают в дымовую трубу. Сборник от свода топливника отделяется воздушным прослойком, который может в случае нужды служить воздушной камерой.
Автор представил четыре детализированных проекта печей (№1, 2, 7 и 16) с теплоотдачей в 753, 948, 1368, 1980 калорий. При этом в печи №16 имеется, в отличие от других – воздушная открытая камера между опускными и подъемными оборотами для увеличения поверхности нагрева.
Для сборки всех указанных печей по проекту требуется 33 разновидности элементов, из которых 17 – общие для вариантов печей. Наибольшее число элементов (для печи №17) исчислено в 42 штуках.
Толщина стенок печей: топливника – 17 см, подъемного дымохода – 10 см, верхнего горизонтального канала – 9 см, опускных каналов – 7 см.
Элементы по проекту могут быть изготовлены как из гончарной массы с покрытием наружной глазурью, так и из бетона на кирпичном щебне; в последнем случае топливник в первый дымоход обкладывается кирпичом или клинкером, и оставляются пустошовки для последующей промазки швов глиной. Кроме него предусмотрено изготовление элементов из обыкновенного кирпича-лома на цементном растворе с пустошовкой для образования температурных швов. При изготовлении элементов из той или этой массы на внутренние поверхности топливника и оборотов рекомендуется оставлять температурные швы в виде расширяющихся вовнутрь трещин.
Элементы между собой в вертикальных швах соединяются в замок с небольшим прямым зубом и со швом шириной до 2 мм. В горизонтальных же швах предусматривается соединение при помощи валика и желобка (на чертежах не указано). Вязка проволокой не применяется , но допускается соединение элементов между собой при помощи коротких железных штырей (куски проволоки или гвоздей), для которых в элементах оставляются на изготовлении гнезда. Штыри вставляются в эти гнезда при сборке печей и замазываются глиной.
В общем проект проработан весьма детально.
ПРЕМИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
1. Проект под девизом "Творчество"
2. Проект под девизом "Двадцать пять"
3. Проект под девизом "За индустриализацию"
4. Проект под девизом "Монолит"
6. Проект под девизом "Новая заря"
ПРОЕКТЫ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ИНСТИТУТОМ НОРМ И СТАНДАРТОВ СТРОЙПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Проект "За индустриализацию"
2. Проект под девизом "Радиатор"