Снеготаялки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Стационарные снеготаялки
- Передвижные снеготаялки
- Аппараты для растапливания снега и льда на тротуарах и дорогах
Непомерно вздорожало топливо, но еще более вздорожали рабочие руки и перевозочные средства, и поэтому уже в прошедшую зиму многие домовладельцы в Петрограде нашли гораздо более выгодным растапливать снег и сколотый лед на месте, на дворах и улицах, нежели вывозить его, как это делалось ранее, на свалку. В исключительно счастливых условиях оказались лишь владельцы мест по набережным, получившие разрешение сбрасывать "чистый" снег прямо через парапеты набережных в каналы или Неву (какова была "чистота'' этого снега—можно было видеть весною, когда он начал таять); на прочих же улицах нашей столицы, а равно и во дворах уже прошлой зимой можно было видеть множество передвижных снеготаялок различных типов, работавших с большим или меньшим успехом, и несомненно, что предстоящей зимой аппараты эти получат еще большее распространение. В виду этого мы считаем своевременным познакомить читателей с некоторыми типами снеготаялок, описанными в русской патентной литературе. Весьма вероятно, что многие из этих, получивших привилегии аппаратов или не приобрели известности, или даже вовсе не были осуществлены на практике; тем не менее, ознакомиться с ними небесполезно—уже хотя бы для того, чтобы видеть, в каком направлении работала творческая мысль изобретателя в этой области в течение более, чем тридцати лет *). Вообще говоря, приборы для растапливания снега и льда можно разделить на следующие главные группы.
- Стационарные снеготаялки, устраиваемые преимущественно во дворах крупных владений и требующие подвозки к ним снега или сколотого льда со всей ими обслуживаемой местности—что и составляет, помимо значительной стоимости их устройства, главнейшее их неудобство. Аппараты этого рода чаще всего обогреваются паром—от особого специального котла, или отработавшим паром от других установок (паровой машины, центрального отопления и др.), или же отработавшей теплой водою; в последнем случае в них, без специального расхода топлива, можно утилизировать остаточную теплоту, которая иначе пропадала бы бесполезно. К стационарному типу относятся также приспособления, устраиваемые для удаления снега из разжелобков стеклянных кровель, фонарей и т. п., и чаще всего состоящие из проложенных в разжелобках труб парового отопления; на их устройстве мы здесь останавливаться не будем.
- ІІередвижные снеготаялки, представляющие собою установки на полозьях или на колесах, более легкие, нередко разборные—для удобства перевозки и ремонта. Этого рода аппаратам по-видимому предстоит, по крайней мере в ближайшем будущем, наибольшее распространение. В числе недостатков, хотя и устранимых, но обычно замечаемых у подобных снеготаялок, следует отметить: во-первых, распространение ими дыма и пара, особенно неприятное на наших дворах- колодцах (что можно иногда устранить, напр. примкнув аппарат к кровельной сточной трубе); во-вторых—быструю іпорчу металлических частей, особенно при огневой топке.
*) К сожалению, автор настоящего обзора не имеет в своем распоряжении сведений о том, каковы оказались на практике даже те немногие из описываемых снеготаялок, которые, как можно полагать, были осуществлены. И поэтому редакция очень просит читателей, располагающих такими сведениями, не отказать поделиться ими. Да и надо сказать, что снеготаялкам наша техническая литература уделяла, по-видимому, очень мало внимания.
В свою очередь, передвижные снеготаялки можно разделить по устройству на две группы. В одной из них горячие газы из топливника идут, в пределах аппарата, по жаровым трубам, в другой же группе жаровые трубы отсутствуют, и газы прямо из топливника попадают в растапливаемый снег. Первый прием устройства позволяет накоплять в аппарате воду, так что и топливник, и жаровые трубы ею окружены, и растапливаемый снег заваливается в эту, более или менее нагретую воду, вследствие чего тает быстро, и уход за аппаратом упрощается. Тяга в топливнике может быть произвольно сильною, так что колосники достаточно охлаждаются и не так быстро перегорают. Недостатками же этого типа можно считать, во-первых, необходимость довольно солидного, а стало быть и более дорогого устройства—чтобы вода не могла проникать в топливник и жаровую трубу; во-вторых — сравнительно высокую температуру отходящих газов— эта потеря тепла лишь отчасти компенсируется весьма
совершенной передачей тепла снегу от нагретой воды.
Вообще этот тип представляется, по существу, промежуточным между стационарными и описываемыми ниже передвижными снеготаялками.
Ко второй группе передвижных снеготаялок отнесем аппараты, в которых вода не задерживается, а стекает свободно по мере таяния снега, горячие же газы из топливника направляются прямо в снег, и передача ими тепла последнему производится непосредственным их соприкосновением. Достоинства и недостатки этого типа противоположны достоинствам и недостаткам предыдущего, а именно: нет надобности делать часть аппарата водонепроницаемой, вследствие чего весь он легче по конструкции н дешевле по стоимости; зато необходимы более внимательный уход, частое пополнение завалки и частая шуровка заваленного снега, иначе либо тяга окончательно заглушится, и пламя начнет выбрасывать из топки с риском зажечь деревянный ящик снеготаялки,—либо (особенно при растапливании колотого льда) в растапливаемой массе образуются протаявшие ходы и полости, по которым жар будет проходить свободно наружу, и тепло будет теряться напрасно. Вследствие вообще слабой тяги колосники в этих снеготаялках быстро перегреваются и прогибаются; в продажных снеготаялках их делают к тому же почти всегда слишком тонкими.
Но, по-видимому, при рациональном устройстве и при должном уходе такие снеготаялки оказываются весьма целесообразными.
3. Передвижные снеготаялки для специальных целей-напр. для растапливания намерзшего льда на тротуарах, асфальтовых мостовых, где сколка льда неудобна и может сопровождаться повреждением мостовой. Эти аппараты у нас, к сожалению, еще не вошли в употребление.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Стационарные снеготаялки
- Передвижные снеготаялки
- Аппараты для растапливания снега и льда на тротуарах и дорогах
Журнал "Зодчий" 1916г.
Реклама.